УСН
Критерии оценки степени риска МНС: на основании чего организации и ИП, применяющие УСН, включаются в план выборочных проверок ИМНС
Опубликовано: 07.06.2019 10:51
Обновлено: 07.06.2019 10:51

С 1 января 2019 г. организации и ИП, применяющие УСН, вносятся в план выборочных проверок на основании расчета суммы набранных баллов по критериям оценки степени риска поскольку действует система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства и степени их возможных негативных последствий. 

Критерии оценки степени риска (далее - критерии) определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска», и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. 

Планы выборочных проверок размещаются на официальном сайте КГК  позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. В случае внесения изменений редакции указанных планов обновляются еженедельно по четвергам. 

Критерии оценки степени риска утверждены Приказом МНС №20 от 09.02.2018г. «Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки» (далее – Приказ №20).

Для организаций, применяющих УСН, разработано 35 критериев, для ИП, применяющих УСН, 24 критерия.

Информация о субъекте хозяйствования и его должностных лицах собирается управлением камерального контроля в электронном виде с различных государственных электронных баз данных. Это базы данных Таможенного кодекса, Нацбанка, МНС, ФСЗН, Белгосстраха, МВД (в том числе паспортных служб), СКНО (система контроля кассового оборудования) и т.д.

По мнению редакции, при низкой и средней степени риска включение субъекта хозяйствования в план выборочных проверок имеет низкую вероятность.

Работа с критериями позволяет организации и ИП при принятии решений снижать вероятность включения в план выборочных проверок.

Обратим особое внимание на несколько  примеров действий, при осуществлении которых возникают дополнительные баллы при расчете степени риска организации и которых можно было бы избежать:

  1. Смена района регистрации в ИМНС 2 раза (миграция между налоговыми органами).
  2. Руководитель, учредитель являются нерезидентами РБ.
  3. Наличие двух и более случаев непредоставления и несвоевременного предоставления отчетов, деклараций, выставления ЭСЧФ.
  4. Наличие фактов неуплаты или несвоевременной уплаты налогов и сборов, непредоставления сведений и пояснений или их несвоевременное предоставление.
  5. Отсутствие начислений налогов и сборов при наличии сведений у контролирующих органах об их наличии.
  6. Несоответствие сведений, которыми обладает ИМНС и сведений, указанных в декларациях.
  7. Наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основаниям, установленным абзацами вторым-пятым подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 488).
  8. Представление налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, согласно которым корректируется размер налогового обязательства в сторону уменьшения за один и тот же отчетный (налоговый) период два и более раза в календарном году

Обращаем внимание, что для организаций, применяющих УСН (по сравнению с организациями, применяющими общую систему налогообложения) не включено в критерии оценки ряд критериев. Например:

  1. Наличие жалоб, обращений, запросов на организацию и ИП (в том числе не имеющих отношения к налогам). По данному вопросу принимается по внимание уровень злостность действий организации или ИП.
  2. Учредитель, руководитель, главный бухгалтер одновременно являются ИП.
  3. Реорганизация.
  4. Налоговая нагрузка ниже нагрузки в среднем по отрасли.

Ниже приведем непосредственно критерии отдельно для организаций и ИП.

Критерии оценки степени риска для организаций, применяющих УСН (Приложение №2 к Приказу №20):

№ п/п

Наименование критерия

Балл

1

Наличие двух и более случаев в календарном году* непредставления, несвоевременного представления налоговой декларации (расчета), других документов, обязанность предоставления которых установлена законодательством, за разные отчетные периоды по одной и той же форме, в случаях и сроки, установленные законодательством

5

 2

  

Наличие двух и более случаев в календарном году* неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в установленный законодательством срок.
Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

5

наличие данных фактов во втором календарном году*

5

3

Непредставление в течение календарного года* пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, если без проверки нельзя установить факт правонарушения

5

4

Отсутствие исчисленных налогов, сборов (пошлин) при наличии сведений о ввозе, приобретении и (или) реализации товаров (работ, услуг) в календарном году*, в том числе на территории других государств

8

5

Несоответствие заявленных размеров выручки по налогам, сборам (пошлинам), доходов от реализации, отраженных в налоговых декларациях (расчетах), сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров за календарный год*

7

6

Наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основаниям, установленным абзацами вторым-пятым подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 488). Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

4

наличие данных фактов во втором календарном году*

4

7

Наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основанию, установленному абзацем шестым подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 488). Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

2

наличие данных фактов во втором календарном году*

2

8

Представление субъектом налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, согласно которым корректируется размер налогового обязательства в сторону уменьшения за один и тот же отчетный (налоговый) период два и более раза в календарном году*. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

3

наличие данных фактов во втором календарном году*

3

9

Наличие нарушений, установленных в ходе последней проверки (размер доначисленных налогов составляет до 500 БВ)

2

10

Наличие значительных нарушений, установленных в ходе последней проверки (размер доначисленных налогов составляет более 500 БВ)

3

11

Снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) два раза в течение 2 календарных лет*

2

12

Более двух раз снятие с учета и постановки на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение 2 календарных лет*

5

13

Неосуществление в течение календарного года* в установленные сроки платежей по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из ЕАЭС, при наличии сведений о ввозе товаров из ЕАЭС

4

14

Наличие в календарном году* оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и НДС к уплате, равного нулю, либо подлежащего возврату

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

3

наличие данных фактов во втором календарном году*

3

15

Исключена

 

16

Исключена

 

17

Субъекты, заявившие в календарном году* к возврату значительную сумму НДС при незначительных оборотах по реализации (величина оборотов по реализации товаров (работ, услуг), вычет по которым осуществляется в полном объеме, составляет не более 20 % от суммы налога к возврату)

7

18

Осуществление в календарном году* производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

3

наличие данных фактов во втором календарном году*

3

19

Осуществление в календарном году* оптовой торговли и (или) хранения (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

1

наличие данных фактов во втором календарном году*

1

20

Осуществление в календарном году* розничной торговли алкогольными напитками. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

1

наличие данных фактов во втором календарном году*

1

21

Осуществление в календарном году* производства табачных изделий. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

3

наличие данных фактов во втором календарном году*

3

22

Осуществление в календарном году* оптовой торговли и (или) хранения (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

1

наличие данных фактов во втором календарном году*

1

23

Осуществление в календарном году* розничной торговли табачными изделиями. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

1

наличие данных фактов во втором календарном году*

1

24

Наличие сведений о нарушениях в календарном году* в сфере обращения нефтяного жидкого топлива: отсутствие маркировки сопроводительных документов на топливо, ввозимое в Республику Беларусь автомобильным транспортом с территории государств - членов Таможенного союза, невнесение денежных средств в республиканский бюджет в определяемых Советом Министров Республики Беларусь порядке и размере, рассчитанном исходя из вида и объема этого топлива

3

25

Приближение в календарном году* (98 % и более) к предельному значению валовой выручки, установленному Налоговым кодексом, позволяющему применять особые режимы налогообложения

3

26

Учредитель, руководитель, главный бухгалтер проверяемого субъекта ранее являлся учредителем, руководителем, главным бухгалтером субъекта, включенного в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере

7

27

Учредитель, руководитель, главный бухгалтер проверяемого субъекта ранее являлся учредителем, руководителем, главным бухгалтером организаций или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых судом вынесено определение об открытии конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству и (или) признанных экономически несостоятельными (банкротами) и (или) задолженность которых была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами

4

28

Учредитель, руководитель проверяемого субъекта является нерезидентом Республики Беларусь

2

29

Начисление суммы акцизов к уплате свыше 4 000 БВ в календарном году*. Данный критерий применяется только для организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

7

30

Начисление суммы акцизов к уплате от 500 БВ до 4 000 БВ в календарном году*. Данный критерий применяется только для организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

5

31

Начисление суммы акцизов к уплате до 500 БВ в календарном году*. Данный критерий применяется только для организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

3

32

Смена режима налогообложения в течение 2 календарных лет*

1

33

Среднемесячная заработная плата субъекта в календарном году* ниже среднемесячной заработной платы в соответствующей отрасли экономики (виде экономической деятельности)

3

34

Наличие статуса «Лучший плательщик налогов, сборов». Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие статуса в первом календарном году*

-30

наличие статуса во втором календарном году*

-30

35

Субъект в текущем году** реализует инвестиционный проект

-5

36

Субъект использует льготу (льготы) при налогообложении в календарном году* по категории "Социальная":

 

наличие факта в первом календарном году*

-2

наличие факта во втором календарном году*

-2

37

Отсутствие в календарном году* задолженности по налогам, сборам (пошлинам), штрафам, пеням по состоянию на 1-е число каждого месяца для субъектов, в отношении которых установлены факты, указанные в позиции 2 настоящего приложения. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

отсутствие фактов задолженности в первом календарном году*

-2

отсутствие фактов задолженности во втором календарном году*

-2


* Для присвоения критерия в качестве календарного года используется календарный год, предшествующий году, в котором формируется план выборочных проверок.

** Для присвоения критерия в качестве текущего года используется истекший период года, в котором формируется план выборочных проверок.

Максимальная сумма баллов по данной группе субъектов 140.

Критерии оценки степени риска для ИП, применяющих УСН (Приложение №6 к Приказу №20):

№ п/п

Наименование критерия

Балл

1

Наличие двух и более случаев в календарном году* непредставления, несвоевременного представления налоговой декларации (расчета), других документов, обязанность предоставления которых установлена законодательством, за разные отчетные периоды по одной и той же форме, в случаях и сроки, установленные законодательством

5

 2

Наличие двух и более случаев в календарном году* неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в установленный законодательством срок.
Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

5

наличие данных фактов во втором календарном году*

5

3

Непредставление в течение календарного года* пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, если без проверки нельзя установить факт правонарушения

5

4

Отсутствие исчисленных налогов, сборов (пошлин) при наличии сведений о ввозе, приобретении и (или) реализации товаров (работ, услуг) в календарном году*, в том числе на территории других государств

8

5

Несоответствие заявленных размеров выручки по налогам, сборам (пошлинам), доходов от реализации, отраженных в налоговых декларациях (расчетах), сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров за календарный год*

7

6

Наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основаниям, установленным абзацами вторым-пятым подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 488). Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

4

наличие данных фактов во втором календарном году*

4

7

Наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основанию, установленному абзацем шестым подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 488). Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

2

наличие данных фактов во втором календарном году*

2

8

Представление субъектом налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, согласно которым корректируется размер налогового обязательства в сторону уменьшения за один и тот же отчетный (налоговый) период два и более раза в календарном году*. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

3

наличие данных фактов во втором календарном году*

3

9

Наличие нарушений, установленных в ходе последней проверки (размер доначисленных налогов составляет до 500 БВ)

2

10

Наличие значительных нарушений, установленных в ходе последней проверки (размер доначисленных налогов составляет более 500 БВ)

3

11

Снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) два раза в течение 2 календарных лет*

2

12

Более двух раз снятие с учета и постановки на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение 2 календарных лет*

5

13

Неосуществление в календарном году* в установленные сроки платежей по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из ЕАЭС, при наличии сведений о ввозе товаров из ЕАЭС

4

14

Наличие в календарном году* оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и НДС к уплате, равного нулю, либо подлежащего возврату. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

3

наличие данных фактов во втором календарном году*

3

15

Исключена

 

16

Исключена

 

17

Субъекты, заявившие в календарном году* к возврату значительную сумму НДС при незначительных оборотах по реализации (величина оборотов по реализации товаров (работ, услуг), вычет по которым осуществляется в полном объеме, составляет не более 20 % от суммы налога к возврату)

7

18

Приближение в календарном году* (98 % и более) к предельному значению валовой выручки, установленному Налоговым кодексом, позволяющему применять особые режимы налогообложения

3

19

Осуществление в календарном году* розничной торговли алкогольными напитками:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

1

наличие данных фактов во втором календарном году*

1

20

Осуществление в календарном году* розничной торговли табачными изделиями. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие данных фактов в первом календарном году*

1

наличие данных фактов во втором календарном году*

1

21

Наличие сведений о нарушениях в календарном году* в сфере обращения нефтяного жидкого топлива: отсутствие маркировки сопроводительных документов на топливо, ввозимое в Республику Беларусь автомобильным транспортом с территории государств - членов Таможенного союза, невнесение денежных средств в республиканский бюджет в определяемых Советом Министров Республики Беларусь порядке и размере, рассчитанном исходя из вида и объема этого топлива

3

22

Смена режима налогообложения в течение 2 календарных лет*

1

23

Наличие статуса «Лучший плательщик налогов, сборов». Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

наличие статуса в первом календарном году*

-30

наличие статуса во втором календарном году*

-30

24

Отсутствие в календарном году* задолженности по налогам, сборам (пошлинам), штрафам, пеням по состоянию на 1-е число каждого месяца для субъектов, в отношении которых установлены факты, указанные в позиции 2 настоящего приложения. Данный критерий оценивается за 2 календарных года*:

 

отсутствие фактов задолженности в первом календарном году*

-2

отсутствие фактов задолженности во втором календарном году*

-2

* Для присвоения критерия в качестве календарного года используется календарный год, предшествующий году, в котором формируется план выборочных проверок.

Максимальная сумма баллов по данной группе субъектов 93.

Кроме критериев оценки степени риска, утвержденных МНС Приказом №20, есть еще ряд критериев оценки степени риска, утвержденных в следующих нормативных правовых актах:

  • в приказе Минюста от 20.02.2018 № 25 «О критериях оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки»;
  • в приказе Минтруда и соцзащиты от 16.02.2018 № 19 «Об определении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок»;
  • в приказе Госкомимущества от 15.02.2018 № 27 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки»;
  • в приказе Минсельхозпрода от 20.02.2018 № 60 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочных проверок»;
  • в постановлении Нацбанка от 27.02.2018 № 82 «Об утверждении критериев оценки степени риска»;
  • в приказе Минстата от 15.02.2018 № 39 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки» и т. д.
Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Практическое руководство по всем участкам работы бухгалтера

• Сервисы

Калькуляторы, помощники, формы документов, календари

• Законодательство

Обновляемая база НПА
Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона