УСН
Что нужно знать о системе контроля при приеме выручки
Опубликовано: 31.07.2017 13:43
Обновлено: 31.07.2017 13:43

Устанавливать на кассовое оборудование средство контроля налоговых органов (СКНО) субъекты хозяйствования обязаны в соответствии с постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее — постановление № 924/16).

Чем СКНО отличается от СККО

Еще одна аббревиатура, связанная с рассматриваемой темой, — СККО — расшифровывается как система контроля кассового оборудования. Эта система обеспечивает дистанционный контроль за выручкой, принимаемой субъектами хозяйствования с использованием кассового оборудования, и предназначена для учета и регистрации кассового оборудования и субъектов предпринимательской деятельности, его использующих, а также для получения, в том числе в режиме реального времени, фиксирования и обработки информации обо всех транзакциях по приему денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании.

Внедрение СККО позволило организовать дистанционный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования при осуществлении розничной продажи товаров и оказании услуг, а также анализировать выручку субъектов хозяйствования, не отвлекая их от осуществления своей деятельности. Информация от кассового оборудования в СККО передается с использованием СКНО, установленного на кассовое оборудование.

Возможности СККО позволяют оперативно выявлять субъекты хозяйствования, скрывающие выручку, и адресно проводить в отношении них контрольные мероприятия. Также система повышает защиту кассового оборудования от несанкционированного вмешательства субъектов хозяйствования в его работу с целью занижения выручки.

Во что обойдется подключение к СККО

РУП «Информационно­издательский центр по налогам и сборам» установлены следующие тарифы за подключение кассового оборудования к СККО и информационное обслуживание:

  •  залоговая стоимость СКНО для субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование (таксометры) в автомобилях­такси, составляет 150 руб., для остальных субъектов хозяйствования — 130 руб.;
  •  подключение одной единицы кассового оборудования к СККО стоит 8 руб.;
  •  абонентская плата в месяц составляет 2 руб.;
  •  плата за информационное обслуживание — 5 руб.

В соответствии с договором, заключаемым между РУП «Информационно­издательский центр по налогам и сборам» и субъектом хозяйствования, использующим кассовое оборудование, за СКНО вносится залоговая стоимость. Отметим, что залоговая стоимость — это определенная стоимость устройства СКНО, вносимая субъектом хозяйствования на счет РУП «Информационно­издательский центр по налогам и сборам» в качестве обеспечения обязательств по надлежащей эксплуатации и возврату СКНО. При снятии СКНО и отключении кассового оборудования от СККО залоговая стоимость возвращается субъекту хозяйствования. Такой механизм является наиболее приемлемым для субъектов хозяйствования, поскольку им не надо тратиться на приобретение СКНО и гарантирован возврат залоговой стоимости при прекращении использования кассового оборудования и возврате СКНО в РУП «Информационно­издательский центр по налогам и сборам» в исправном состоянии.

Чем выгодно подключение к СККО

СККО не только облегчит контроль за субъектами хозяйствования, но и предоставляет им самим программные сервисы, обеспечивающие анализ структуры и размеров выручки. Кроме того, внедрение СККО позволяет отказаться от таких морально устаревших инструментов контроля и учета, как ведение книги кассира, формирование и хранение контрольных лент кассового оборудования, а также отменить действие норм о замене кассового оборудования, что способствует сокращению расходов субъектов хозяйствования.

Напомним, что в соответствии с подпунктом 2.4 постановления № 924/16 с 1 января 2018 года возобновляется действие запрета на использование кассовых суммирующих аппа­ратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе. То есть кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины, зарегистрированные в налоговом органе, согласно пункту 7 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16 (далее — Положение № 924/16), используются в течение 6 лет с даты первой их регистрации в налоговом органе и в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее — Государственный реестр). А в соответствии с пунктом 24 Положения № 924/16 запрещается использование кассового оборудования по истечении 6 лет с даты первой его регистрации в налоговом органе по месту постановки на учет юрлица или ИП. В обоих указанных пунктах Положения № 924/16 написано, что исключением из этих норм является кассовое оборудование с установлен­
ным СКНО.

Таким образом, норма о замене кассового оборудования по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе на кассовое оборудование с установленным СКНО не распространяется.

Кроме того, принято постановление Совмина от 13.03.2017 № 197 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2002 г. № 738 и от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее — постановление № 197), которым внесены изменения и дополнения в Положение о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совмина от 07.06.2002 № 738, и в подпункт 2.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156. Постановлением № 197 предусмотрено бессрочное нахождение моделей (модификаций) кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки СКНО, и специальных компьютерных систем в Государственном реестре.

В результате модели (модификации) кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки СКНО, включаются в Государственный реестр без ограничения срока. Соответственно, отменена обязанность замены кассового оборудования, соответствующего требованиям для установки СКНО, по истечении ранее действовавших сроков нахождения его моделей (модификаций) в Государственном реестре.

Данное решение позволяет в отношении кассового оборудования с установленным СКНО (подключенного к СККО) сократить расходы, связанные с определенным прежде механизмом ограничения сроков нахождения моделей (модификаций) кассового оборудования в Государственном реестре.

Татьяна Лукашонок, экономист

Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Практическое руководство по всем участкам работы бухгалтера

• Сервисы

Калькуляторы, помощники, формы документов, календари

• Законодательство

Обновляемая база НПА
Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона